Вернуться

Чтобы отключить РЕКЛАМУ,нажмите НЕ крестик на "ОТКЛЮЧИТЬ РЕКЛАМУ",
а малюсенькую кнопочку CLOSE (ЗАКРЫТЬ).Так учит uCoz.
??????.???????

К Чаадаеву.

В школьные годы, проходя творчество А.С.Пушкина, мне, как и другим, пришлось учить стихотворение «К Чаадаеву». Именно пришлось, поскольку произведения школьной программы не вызывали у меня интереса. Впрочем, у моих товарищей - тоже. Хотя по литературе у меня всегда было «хорошо/отлично». Больше всего я в те годы любил фантастику - Рэя Брэдбери, Артура Кларка, Станислава Лема, братьев Стругацких. Пролетели годы. Недавно моему сыну в колледже по предмету «Обществознание» задали произведение Чаадаева «Апология сумасшедшего». Современные школьники, естественно, стараются почерпнуть информацию из Интернета, причем читать они хотят не «Апологию сумасшедшего», а реферат или доклад по этому произведению. Мне неоднократно приходилось скачивать из сети для детей сотрудников сочинения, рефераты, доклады. Я очень невысокого мнения о том продукте, который предлагается на различных сайтах для современных Митрофанушек, но, должен признаться, что взяв два- три реферата, можно скомпоновать один вполне приличный по качеству (исправив предварительно ошибки, которыми пестрят эти, с позволения сказать, произведения). Как правило, девчонки и мальчишки, а также их родители скачивают реферат один к одному, добавляя к нему только свой титульный лист. Обычно преподаватели относятся к такой практике снисходительно, только некоторые, особо зловредные, ставят «неуд», мотивируя тем, что не может Вася (Маша) так хорошо излагать, слишком «глубоко копает». Я собирался скачать по Чаадаеву что-нибудь более, чем менее. Но для меня все сложилось в данном случае очень интересно. Пытаясь найти в Яндексе, все, что касается "Апологии сумасшедшего"(АС), я вышел, наконец, на сайт С.Ярошевича. В начале 2000-ных существовал еще один сайт, на который в 2011 я уже выйти не смог (http://jar.boom.ru). Я скомпоновал на основе материалов С. Ярошевича доклад, «мы» получили «отлично», и я на время забыл о Чаадаеве, российской государственности, извечном вопросе: кто мы - Европа или Азия? Но, поскольку я добросовестно прочел «Апологию сумасшедшего», что-то меня в ней задело. Думаю, что в 16 лет сочинение Чаадаева вряд ли бы представляло для меня интерес, но, поскольку мне слегка больше, я решил прочесть и «Первое философическое письмо»(ПФП), которое тесно связывают с «Апологией сумасшедшего». Заинтересовала меня и персона Петра Яковлевича Чаадаева. Вот что можно прочесть о нем, путешествуя по Интернету:

"Чаадаев Пётр Яковлевич (1794, Москва - 1856, там же), философ, публицист. В 1808-11 учился в Московском университете, где сблизился с А.С. Грибоедовым , Н.И. Тургеневым. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813-14. В 1816 Чаадаев, в этот период корнет лейб-гвардии Гусарского полка, расквартированного в Царском Селе, на обеде у Карамзиных познакомился с А.С. Пушкиным ; их тесная дружба продолжалась до гибели поэта (Пушкин посвятил Чаадаеву четыре стихотворения, в том числе послание «Товарищ, верь: взойдёт она...»). В 1821 вышел в отставку в чине ротмистра, в 1823-26 путешествовал по Европе, познакомился с Ф. Шеллингом, философско-религиозные идеи которого оказали на Чаадаева глубокое воздействие. Вернувшись в Россию, жил в Москве на Петровке (д. 13/15, не сохранился), затем во флигеле дома Левашёвых на Новой Басманной улице (д. 20, ныне на территории Сада имени Н.Э. Баумана. Углублённые занятия Чаадаева философией и историей, глубокая оригинальность его суждений снискали ему уважение современников: во флигеле «басманного философа» постоянно бывали деятели науки (в том числе медики М.Я. Мудров и И.Е. Дядьковский, писатели, поэты, историки, публицисты (Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев, М.П. Погодин, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен и др.). Чаадаев посещал салоны З.А. Волконской и А.П. Елагиной; в 1826 на квартире С.А. Соболевского присутствовал на чтении Пушкиным «Бориса Годунова». В 1829-31 создал свой главный труд - трактат «Философические письма», в котором России с её «византинизмом», подчинением церкви государству, крепостничеством, духовной несвободой противопоставлялся католический Запад. Публикация в 1836 первого из восьми писем в журнале «Телескоп» Н.И. Надеждина вызвала репрессии со стороны властей: «высочайшим повелением» Чаадаев был объявлен сумасшедшим, на год за ним был учреждён медицинский и полицейский надзор; «Телескоп» был закрыт, Надеждин сослан в Усть-Сысольск. Преследования не сказались на популярности и авторитете Чаадаева в кругах московской интеллигенции. В 1840-х гг. вместе с Герценом и Грановским он принимал участие в полемике западников и славянофилов, занимая взвешенную позицию и равно влияя на оба направления. Похоронен на кладбище Донского монастыря."

Из биографии Петра Яковлевича становится понятно, что человеком он был незаурядным. Тот факт, что Пушкин посвятил другу ЧЕТЫРЕ(!) стихотворения, сам по себе говорит о многом. После прочтения ПФП и АС я по-новому прочел известное стихотворение.

К ЧААДАЕВУ

"Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!"

В стихотворении явно, как мне кажется, указывается на то, что Чаадаев много уделял внимания проблемам государства российского. В биографии также упоминаются "Философические письма", как главный труд Чаадаева.

Считается, что «Апология сумасшедшего» П.Я. Чаадаева тесно связана с его «Первым философическим письмом». Существовует версия, по которой А.С. Пушкин, прочтя ПФП, написал письмо Чаадаеву. «Апология сумасшедшего», по этой версии, явилась ответом Чаадаева, хотя Пушкин в год выхода в свет АС (1837) был убит на дуэли. По другой версии, письмо Пушкина не дошло до Чаадаева. Прежде, чем говорить об «Апологии сумасшедшего», необходимо проанализировать ПФП.

Одной из главных тем «Первого философического письма» Чаадаева является рассуждение о религии. Но это далеко не единственная тема письма. С нее Петр Яковлевич начинает свои рассуждения о России, Западе и Востоке, об их значении в культурном развитии человечества, в его продвижении к «новому строю - Царству Божию». Я думаю, многие мысли, высказанные автором в ПФП и АС, актуальны сегодня.

«Истинное развитие человека в обществе еще не началось для народа, если жизнь его не сделалась более благоустроенной, более легкой и приятной, чем в неустойчивых условиях первобытной эпохи. Как вы хотите, чтобы семена добра созревали в каком-нибудь обществе, пока оно еще колеблется без убеждений и правил даже в отношении повседневных дел и жизнь еще совершенно не упорядочена? Это - хаотическое брожение в мире духовном, подобное тем переворотам в истории земли, которые предшествовали современному состоянию нашей планеты. Мы до сих пор находимся в этой стадии.»(ПФП)

Что мы видим в России сейчас? Жизнь большинства граждан тяжела в материальном плане, ни о какой благоустроенности, легкости и приятности речи быть не может. Посмотрите на нищих, заполонивших улицы и вагоны метро. Поговорите с учителями, медиками, так называемыми "госбюджетниками". Не верится, что эти люди счастливы, верят в свое будущее. Посмотрите телевизор, прочтите газеты. Какие убеждения, какие правила могут существовать в России сегодня, если средства массовой информации то и дело говорят о разоблачении сотрудников милиции разных рангов? Это люди, которые должны блюсти закон, люди, благодаря которым другие граждане должны понять, что есть закон, есть правила, по которым существует наше общество. К великому сожалению, приходится констатировать факт, что Россия и сейчас совершает "хаотическое брожение в мире духовном", как и во времена Чаадаева, то есть, спустя полтора века. Вот еще любопытные, по-моему, выдержки из ПФП:

"Что у других народов обратилось в привычку, в инстинкт, то нам приходится вбивать в головы ударами молота".

"У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса; каждая новая идея бесследно вытесняет старые, потому что она не вытекает из них, а является к нам Бог весть откуда".

"Народы - в такой же мере существа нравственные, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как отдельных людей воспитывают годы. Но мы, можно сказать, некоторым образом - народ исключительный. Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок. Наставление, которое мы призваны преподать, конечно, не будет потеряно; но кто может сказать, когда мы обретем себя среди человечества и сколько бед суждено нам испытать, прежде чем исполнится наше предназначение?"

"И в общем мы жили и продолжаем жить лишь для того, чтобы послужить каким-то важным уроком для отдаленных поколений, которые сумеют его понять; ныне же мы, во всяком случае, составляем пробел в нравственном миропорядке".

Попытка строительства социализма и коммунизма в СССР и странах Восточной Европы может служить уроком для других народов и поколений. Но много ли выиграла страна от развала СССР? Очаги напряженности в азиатских и кавказских республиках, боевые действия внутри России (в разное время нашей новейшей истории), терроризм. Сюда же можно добавить массы рабочей силы, хлынувшие в Россию из Украины, Белоруссии, Молдавии. Раньше считалось, что эти республики кормят Россию, теперь понятно, что они себя прокормить не могут, если едут на заработки в Москву. СССР, конечно, восстановить уже невозможно, в бывших республиках появились люди, которые хотят управлять своими странами самостоятельно, хотя далеко не всем это удается(практически- никому). Больше того, попытки создания союза типа Россия-Белоруссия, по-моему, ни к чему хорошему не приведут. Каждый будет "тянуть одеяло на себя". Если мы будем продолжать давать урок человечеству:как нельзя строить государство, то нам предстоят века, чтобы вся Россия жила в достатке, чтобы жизнь каждого человека сделалась благоустроенной, легкой и приятной.

А вот цитаты из "Апологии сумасшедшего":

«Уже триста лет Россия стремится слиться с Западной Европой, заимствует оттуда все наиболее серьезные свои идеи, наиболее плодотворные свои познания и свои живейшие наслаждения. Но вот уже век и более, как она не ограничивается и этим. Величайший из наших царей, тот, который, по общепринятому мнению, начал для нас новую эру, которому, как все говорят, мы обязаны нашим величием, нашей славой и всеми благами, какими мы теперь обладаем, полтораста лет назад пред лицом всего мира отрекся от старой России.»

"Из западных книг мы научились произносить по складам имена вещей. Нашей собственной истории научила нас одна из западных стран; мы целиком перевели западную литературу, выучили ее наизусть, нарядились в ее лоскутья и наконец стали счастливы, что походим на Запад, и гордились, когда он снисходительно соглашался причислять нас к своим".

"Не надо заблуждаться: как бы велик ни был гений этого человека и необычайная энергия его воли, то, что он сделал, было возможно лишь среди нации, чье прошлое не указывало властно того пути, по которому она должна была двигаться, чьи традиции были бессильны создать ее будущее, чьи воспоминания смелый законодатель мог стереть безнаказанно".

И в наше время российских президентов пытаются сравнивать с Петром I, намекая на то, что только смелые реформы могут обеспечить позитивные сдвиги в стране. Попытки сориентировать Россию на Восток или на Запад, как и во времена Чаадаева, продолжаются. Только к Западной Европе в наши дни надо прибавить США и Канаду, а в плане восточной ориентации к Японии прибавить Китай и Корею. То есть, другие страны развиваются, как на Востоке, так и на Западе, а мы продолжаем гадать, куда обратить свой взор:на восход солнца или на его закат?

Вот такие мысли появились после прочтения ПФП и АС Чаадаева. Подготовка к ближайшим выборам в декабре 2003 г., широко освещаемая СМИ, явно показывает, что различным партиям важно одно:получить кусок пирога побольше. А давать предвыборные обещания все мастаки. Остается завершить словами еще одного нашего гениального соотечественника:«Русь, куда ж несешься ты? дай ответ, не дает ответа». И, похоже, в ближайшие десятилетия не даст.

Вернуться