Чтобы отключить РЕКЛАМУ,нажмите НЕ крестик на "ОТКЛЮЧИТЬ РЕКЛАМУ",
а малюсенькую кнопочку CLOSE (ЗАКРЫТЬ).Так учит uCoz.

?iaaen.Iao?eea
Вернуться

Полезные советы по Excel(Счет-фактура, Сумма прописью)

Прежде чем дать полезные советы по работе с Excel, позвольте сделать маленькое отступление, экскурс в прошлое. Мой опыт работы с электронными поцессорами (процессорами электронных таблиц, электронными таблицами) велик: начинал я работать в SuperCalc IV для DOS, но уже давно предпочитаю Excel для Windows. Выбор той или иной модели компьютера, операционной системы, текстового редактора или электронной таблицы диктуется самыми разными соображениями.

Первая ситуация. Когда-то, например, работая в корпорации "Парус" и сопровождая компьютеры (в основном в медицинских учреждениях Москвы), я столкнулся со следующим: в фирме стоят компьютеры Macintosh. Сотрудник "Паруса" спрашивает работницу обслуживаемой фирмы:"А почему Вы работаете на Macintosh?"(Подразумевается, почему не на IBM?).Та отвечает: "А на чем еще можно работать?". То есть, все просто, руководство фирмы купило Macintoshи, программы к ним, обучило сотрудников. А сотрудникам до феньки, на чем работать, лишь бы "бабки" платили исправно.
Вторая ситуация. В те же времена я обслуживал 72 городскую клиническую больницу. Ее главврач работала на IBM - совместимом компьютере под Windows, но набор программ для работы у нее был своеобразным. В качестве текстового редактора у нее был редактор "Слово и Дело"(а не WinWord), в качестве электронного процессора - Lotus(а не Excel). Почему она выбрала именно их, не знаю, но работала она в "Слове и Деле" и Lotusе уверенно, а это самое главное.
Третья ситуация. В 1993 году в лаборатории информатики подготовительного отделения МГТУ им.Баумана занимались учащиеся Moscow International School. Их завуч, Катя Беерс (Бельгия), в качестве текстового редактора предпочитала Word Perfect (а не WinWord).
Четвертая ситуация. Тогда я работал еще на ЕС ЭВМ (до эпохи персональных компьютеров). Я предпочитал оболочку КДО (компонента диалоговой отладки, совмещала в себе возможности редактора и давала возможность транслировать и выполнять программы). Кто-то из программистов посоветовал мне работать в "Примусе" (аналогичная КДО программа). Я попробовал, не зная полностью возможностей "Примуса". Только время потерял. Вывод: нужно работать с той программой, которую знаешь, как свои пять пальцев.

То есть, не всегда выбор программы оптимален, но, если ты хорошо ее знаешь, работай в ней. На сегодняшний день, по-моему, в России среди персональных компьютеров безусловным лидером являются IBM - совместимые. Альтернативой могут быть Macintosh, но, полагаю, фирма Apple слишком долго проводила политику, при которой в принципе не могло быть Mac-совместимых компьютеров. То есть, считалось, что Macintosh может производить только Apple. Сейчас Стив Джобс (один из отцов-основателей) пытается действовать более гибко, но, мне кажется, что поздновато. Кстати, сама IBM продала свое подразделение персональных компьютеров китайской фирме Lenovo. Так что теперь, по меткому выражению журнала "Подводная лодка", вернее говорить Lenovo-совместимые компьютеры, а не IBM-совместимые.
Безусловным лидером среди операционных систем, по-моему, является Windows (естественно, разные версии Виндов). Как ни ругай Билла Гейтса, но в бизнесе он силен. При всех недостатках Windows она долго будет оставаться лидером, так как слишком много программ написано под нее. Естественно, при таком раскладе наиболее распространенным текстовым редактором(текстовым процессором) является Microsoft WinWord, а наиболее распространенным электронным процессором - Microsoft Excel.

Отступление от темы слишком затянулось. Итак, Excel. А для чего он нужен? Многие пользователи начинают именно с этого вопроса, когда рекомендуешь им работать с данной программой. Дескать, в Worde я могу написать текст, сделать таблицу, а что мне еще нужно для полного счастья? Лично для меня такой вопрос не возникает. Если нужно написать письмо, служебную записку, реферат,- нужен Word. Если данные нужны в табличной форме, а в некоторых ячейках таблицы производятся вычисления по различным формулам, то нужен Excel. Конечно, возможности Excel гораздо богаче, чем просто таблица, которая "вычисляет", но даже это свойство программы может оказать вам большую помощь в работе.
Предположим, необходимо напечатать счет-фактуру на проданный товар. Мне могут возразить, что существуют программы, которые выполняют такие функции. Согласен, но нужно же на каком-то примере рассмотреть возможности Excel.
Прежде всего, попросите опытного пользователя настроить Вам Excel, чтобы были видны все необходимые, хотя бы на первое время, кнопки панелей инструментов. Не пытайтесь объять необъятное, не делайте попыток изучить Excel сразу и навсегда. Действуйте по принципу: мне нужно сделать то-то и то-то. Можно ли это сделать в Excel? Если да, то как? Так же изучайте любую другую программу. Каждая программа умеет выполнять различные действия разными путями. Запомните хотя бы один способ из множества возможных(для начала работы).
Запускаем Excel(У Вас должен быть установлен на компьютере Microsoft Office, или, хотя бы Word и Excel).
Первый способ: Пуск -> Создать документ Office -> Новая книга.
Второй способ: Найти на рабочем столе ярлык Excel и дважды щелкнуть по нему.
"Шапку" счета-фактуры рассматривать не будем. Для того, чтобы написать:

СЧЕТ-ФАКТУРА № от 2011 г.

Продавец ООО "Мы обуем всю Россию" и т.д. и т.п.
-не нужно изучать возможности Excel, можно набирать строчки, как в Worde. Приступим к оформлению таблицы. Далее по тексту я исхожу из того, что нумерация ячеек у Вас такая: A3, D5, E8, как в "морском бое", то есть, буква(буквы) - это заголовок("номер") столбца, а число - это номер строки. Если у Вас на экране и столбцы, и строки пронумерованы числами, то войдите в Excel в пункт меню
Сервис -> Параметры-> вкладка Общие -> и в Параметрах уберите "галочку" в Стиле ссылок R1C1.Затем щелкните по OK.
Вводим в ячейку A2:"Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг)". Нажимаем Enter. Возвращаемся к ячейке A2. Установив указатель мыши на ячейку A2, нажимаем правую клавишу мыши. Выпадает меню, в котором выбираем строку Формат ячеек...Нажимаем именно на строке Формат ячеек...левую клавишу мыши. Выбираем вкладку Выравнивание. В окошке По вертикали выбираем По верхнему краю, ставим "галочку" в окошке Переносить по словам (щелкаем левой клавишей мыши). Щелкаем по кнопке ОК.Ставим указатель мыши на границу между столбцами А и В (указатель мыши превращается в двунаправленную стрелку). Нажимаем левую клавишу мыши и, не отпуская ее, тянем мышь вправо ("раздвигаем" столбец А). Установив указатель мыши между строками 2 и 3, "сжимаем" строку 2.
Выбираем ячейку B2. Печатаем:"Единица измерения". Получилось некрасиво? Выбираем ячейку (выбрать ячейку - щелкнуть по ней мышкой) A2. В панели инструментов выбираем "кисть" (формат по образцу). При этом вокруг ячейки А2 рамка должна "двигаться" (по контуру ячейки). Затем щелкаем левой клавишей мышки на ячейке В2. Если требуется, "растягиваем" столбец В. Если у Вас нет значка Формат по образцу ("кисти"), то попросите опытного пользователя Excel настроить Вам панель инструментов.
Выбираем ячейку С2(щелчок по ячейке левой клавишей мыши). Печатаем: "Количество".
Выбираем ячейку D2(щелчок по ячейке левой клавишей мыши). Печатаем: "Цена(тариф) за единицу измерения".
Выбираем ячейку E2(щелчок по ячейке левой клавишей мыши). Печатаем: "Стоимость товаров (работ, услуг), всего без налога".
Выбираем ячейку F2(щелчок по ячейке левой клавишей мыши). Печатаем: "В том числе акциз".
Выбираем ячейку G2(щелчок по ячейке левой клавишей мыши). Печатаем: "Налоговая ставка".
Выбираем ячейку H2(щелчок по ячейке левой клавишей мыши). Печатаем: "Сумма налога".
Выбираем ячейку I2(щелчок по ячейке левой клавишей мыши). Печатаем: "Стоимость товаров (работ, услуг), всего, с учетом налога".
Выбираем ячейку J2(щелчок по ячейке левой клавишей мыши). Печатаем: "Страна происхождения".
Выбираем ячейку K2(щелчок по ячейке левой клавишей мыши). Печатаем: "Номер грузовой таможенн.декл.".

В ячейках с C2 по K2 текст выглядит некрасиво?
Отформатируйте ячейки так же, как была отформатирована B2(с помощью инструмента "кисть").
Пронумеруем столбцы. В ячейку A3 введем 1, в ячейку B3 введем 2. Выделим ячейки A3 и B3(наведем указатель мыши на A3, нажмем левую клавишу мыши и, не отпуская ее, протянем мышь вправо, а когда обе ячейки будут выделены, отпустим левую клавишу мыши). В правом нижнем углу выделенных ячеек A3 и B3 должен быть маленький квадратик. Наведем на него указатель мыши, он должен выглядеть при этом как перекрестие прицела или тонкий знак "плюс". Нажмем левую клавишу мыши и, не отпуская ее, протянем мышь вправо, по ячейку K3 включительно. Отпустим левую клавишу мыши. Результатом этого действия должно быть: столбцы с C по K должны автоматически пронумероваться с 3 по 11.
В ячейку A4 введем:"Желтые ботинки", то есть наименование товара.
В ячейку B4:"пар", то есть единицу измерения.
В ячейку C4: 200, то есть количество пар желтых ботинок.
В ячейку D4: 1500, то есть цену за 1 пару желтых ботинок в рублях.
В ячейку E4 введем формулу. Формулы в Excel можно вводить разными способами, я предлагаю сделать это "вручную", для большей наглядности. Итак, нам нужно умножить цену за 1 пару ботинок на количество пар. Каждая формула начинается со знака равенства. Вводим "=" (для этого надо найти на клавиатуре знак равенства и нажать эту клавишу, кавычки набирать не нужно). Далее, набираем d4*c4, то есть содержимое ячейки d4 умножаем на содержимое ячейки c4.Выглядит это так =d4*c4. При этом в строке формул мы видим формулу =d4*c4, а в ячейке E4 видим результат 300000.
В ячейку F4 вводим прочерк или знак минус. Затем выравниваем его по центру. Для этого у Вас должны быть настроены панели инструментов (Панели высвечиваются вверху экрана, когда Вы работаете с Excel, и состоят из значков, при наведении на которые указателя мыши появляется подсказка, например По центру).
В ячейку G4 вводим налоговую ставку 18 (подразумевается 18 процентов).
В ячейку H4 вводим формулу =e4*g4/100, то есть находим 18% общей стоимости всей партии ботинок(находим НДС).При этом в строке формул видим формулу =e4*g4/100, а в ячейке H4 видим результат 54000.
В ячейку I4 вводим формулу =h4+i4, то есть общую цену с НДС. Получаем 354000. Теперь, если у нас изменится цена за 1 пару ботинок, или количество пар ботинок, то стоимость товара без налога, налог, стоимость товара с налогом будут вычисляться по формулам, уже введенным нами в соответствующие ячейки.
В ячейку J4 введем Россия, а в ячейку K4 - прочерк или знак минус. Первая строка счета-фактуры заполнена.
Введем теперь вторую строку.

В ячейку A5 введем:"Кроссовки", то есть наименование товара.
В ячейку B5 скопируем содержимое ячейки B4.Устанавливаем указатель мыши на ячейку B4, нажимаем правую клавишу мыши, в выпадающем меню выбираем Копировать. Рамка вокруг ячейки B4 как бы "движется" по границам ячейки. Устанавливаем курсор мыши на ячейку B5. Нажимаем правую клавишу мыши, в выпадающем меню выбираем Вставить. Слово пар таким образом копируется из одной ячейки в другую.
Копируем содержимое ячеек с E4 по K4 в ячейки с E5 по K5. Вначале выделяем ячейки с E4 по K4. Делать это можно различными способами. Предлагаю опробовать клавиатурный способ. Используя клавиши управления курсором (клавиши со стрелками), устанавливаем курсор на ячейку E4(при этом ячейка должна быть обведена рамкой). Нажимаем клавишу F8. Нажимаем на клавишу со стрелкой вправо(-->) до тех пор, пока не будут выделены все ячейки (с Е4 по К4). Нажимаем CTRL+C (то есть, нажимаем CTRL и, не отпуская этой клавиши, нажимаем С). При этом рамка вокруг группы ячеек должна принять вид "джижущейся" по границам ячеек. Используя клавиши со стрелками на них, устанавливаем курсор в ячейку Е5 (выделяем ячейку Е5). Нажимаем CTRL+V. Копирование закончено.
Вводим в ячейку С5 100 (количество пар кроссовок), а в ячейку D5 1200 (цену за одну пару).
Формулы, которые мы скопировали из одной строки таблицы в другую, "сработали" сами.
В ячейку А6 вводим Всего к оплате.
Выделяем ячейку E6 (делайте это мышью или клавиатурой).
Нажимаем в панели инструментов кнопку Автосумма (кнопка с математическим знаком суммы). Excel сам предложит Вам группу клеток, которую собирается суммировать. Выделите те клетки, которые нужны Вам, нажмите клавишу ENTER. Можно ввести формулу для суммирования самостоятельно =СУММ(E4:E5), что означает СУММИРОВАТЬ СОДЕРЖИМОЕ ЯЧЕЕК С Е4 ПО Е5. Скопируете ячейку Е6 в ячейки H6 и I6. В строке формул для H6 будет =СУММ(H4:H5), для I6 =СУММ(I4:I5).
Выделите ячейки с А2 по К6 (с помощью мыши или клавиатуры). Найдите в панели инструментов кнопку Границы. В открывшемся меню выберите кнопку Все границы и щелкните по ней левой клавишей мыши.
Выберите пункт меню Файл, Параметры страницы, вкладку Страница, укажите Ориентацию Альбомная. Нажите ОК. Сохраните файл: пункт Меню Файл, Сохранить как Имя файла: Счет-фактура, Сохранить.
Если у Вас появилось желание воспользоваться формулой для суммы прописью, то, поскольку в стандартный набор функций Excel она не входит, возьмите, например, с сайта ЧИСЛО ПРОПИСЬЮ. Инструкции по использованию даны там же.. Тогда, если Вы хотите увидеть сумму прописью в ячейке А8, наберите в ней =СУММ_ПРОП_РУБ(A1) где "А1" - адрес ячейки, значение которой необходимо вывести прописью.

Возможно, мое изложение приемов работы в EXCEL покажется кому-то слишком громоздким. Я всего лишь пытался поделиться своим опытом.

Вернуться