Чтобы отключить РЕКЛАМУ,нажмите НЕ крестик на "ОТКЛЮЧИТЬ РЕКЛАМУ",
а малюсенькую кнопочку CLOSE (ЗАКРЫТЬ).Так учит uCoz.

??????.???????
Вернуться

Архитектурные стили Москвы начала XVIII-начала XX веков


ЛИЦЕЙ №_____
ЦАО МКО


РЕФЕРАТ

Предмет: Москвоведение

Тема: Архитектурные стили Москвы начала XVIII-начала XX веков

Ф.И.О. учащегося ________________


Группа _____


2002/ 2003 уч. год


Москва
2003 г.

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ МОСКВЫ

Барокко

(I пол. 18 века)

Рубеж 17-18 веков - время новой архитектуры, архитектуры барокко. Барокко по-итальянски - причудливый, странный. Стиль барокко в России имел ярко выраженный национальный характер, сохранив преемственность декоративных приемов русских зодчих 17 - начала 18 века. Это многоколонное убранство на фоне яркой окраски стен (синей, красной, желтой, зеленой). В Москве сохранилось немало замечательных памятников зодчества середины 18 века, авторство которых не установлено, многие из них были крепостными. Один из них - дом Апраксиных у Покровских ворот.

Дом Апраксиных("Дом-комод", дом Апраксиных-Трубецких)

Ниже дана краткая характеристика "дома-комода":
Дата: к. 1760-х - н. 1770-х гг.
Место: Москва, Покровка, 22
Стиль: барокко
Материал: кирпич, белый камень, штукатурка, гипс
Функция: главный дом городской усадьбы
Описание: двухэтажный; в плане - прямоугольник со скругленными углами; в интерьере сочетаются прямоугольные, круглые и овальные в плане помещения; в декоре использованы колонны коринфского ордера, ниши, лепнина, карнизы и фронтоны раскрепованы
Композиция: центральный объем объединен переходами с двумя симметричными флигелями (в одном из флигелей расположена церковь); фасад выступает за красную линию улицы

Классицизм

(II пол. 18 - нач. 19 века)

Русский классицизм поставил русскую архитектуру второй половины XVIII в. на ведущее место в развитии мировой архитектуры. Характерные принципы классицизма - единообразие, согласованность, порядок, создание иллюзии гармонии. Расцвет русской архитектуры классицизма связан с творчеством великих русских зодчих В. Баженова, М. Казакова, которые стремились сочетать классические принципы античного зодчества с переработкой и развитием русских архитектурных традиций. Застройка Москвы домами нового стиля началась с 70-х годов. Ее отличают композиционное, свободное положение домов усадебного типа на участке, величественность, разнообразие форм, симметрия планов и фасадов. В последней трети ХVIII века освобожденное от обязательной государственной службы дворянство принялось обстраивать свои подмосковные усадьбы. Загородные усадьбы поражают чувством гармонии, которым проникнута архитектура дворцовых сооружений, регулярных и ландшафтных парков. Жемчужинами среди таких загородных усадеб являются Кусково, Останкино, Архангельское. Подмосковное Кусково можно отнести к числу наиболее совершенных в архитектурном и художественном отношении дворцово- парковых ансамблей не только России, но и Европы. Полные изящества и пластичности постройки (даже если они хозяйственные) сливаются с зеленью и гладью прудов, подчёркивают неповторимое разнообразие природного окружения, созданного человеком. Это творение Федора Аргунова говорит об удивительном таланте художника. В 1812 г. началась Отечественная война. 2 сентября 1812 г. в Москву вступила армия Наполеона. В тот же день начались пожары, продолжавшиеся до 6 сентября. Выгорело две трети города. После ухода из Москвы французов все надо было начинать сначала.

Оранжерея усадьбы Кусково. Архитектор Ф.Аргунов


Кратко о Кусково:
Кусково (усадьба) усадьба, обширный дворцово-парковый ансамбль в подмосковном владении графов Шереметевых; с 1919 музей-усадьба, с 1938 часть музейного комплекса Музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Деревянные постройки, возводившиеся в начале XVIII в. при фельдмаршале П.Б. Шереметеве, были заменены в 1750—80-х гг., в период формирования нынешнего ансамбля.

Эклектика

(2 половина 19 века)

Развитие эклектики совпадает в России со временем реформ, важнейшей из которых была отмена крепостного права. Процесс переосмысления и обновления древнерусского наследия приобретает новые формы. Храмовое строительство, хотя по-прежнему ведется широко, но по своему значению отодвигается на задний план. Применявшиеся раньше преимущественно в культовом строительстве формы древнерусского зодчества широко входят в практику гражданской архитектуры. В частности, в пореформенные десятилетия был осуществлен уникальный в своем роде опыт реконструкции исторического центра древней столицы в формах национального, древнерусского зодчества. Начинает меняться патриархальный облик Москвы. Она становится крупнейшим железнодорожным узлом и торговым центром. Обновляется застройка улиц, начинают увеличиваться размеры и этажность домов, широко входят в жизнь типы зданий, рожденные бурным темпом урбанизации развития капитализма, - пассажи, банки, конторские здания. Меняются и стилевые черты архитектуры. В середине XIX - начале XX веков в дворцовой архитектуре появилось направление, провозгласившее “русско-византийский” стиль. Например, в фасадах Большого Кремлевского дворца в Москве (арх. К. Тон) механически соединены приемы композиции того времени с деталями древнерусской и византийской архитектуры. Другое направление в архитектуре приняло стилизацию деревенского декора изб, орнаментов народного прикладного искусства, вышивок (центральный фасад Московского Политехнического музея, арх-ры И. Монигетти, Н. Шохин). Третье направление было основано на подражании нарядному московскому зодчеству середины XVII в., но создало сухую, вычурную архитектуру, например в Москве - здание Исторического музея (арх-ры В. Шервуд, А. Семенов) с усложненной композицией фасада, в архитектурные членения которой механически введены мотивы декора XVII в. С развитием капитализма в градостроительстве произошли изменения. Научные и технические открытия в промышленном производстве, строительство железных дорог, упорядочение транспортной сети городов, уличное освещение привели к поискам новой структуры городов и возникновению новых сооружений: вокзалов, фабрик, заводов, административных зданий, спортивных сооружений, торговых зданий и т. д.

Большой Кремлевский дворец


Кратко о дворце:
Большой Кремлёвский дворец, дворец в Московском Кремле. Построен в 1839-49 архитектором К. А. Тоном при участии архитекторов Ф. Ф. Рихтера, Н. И. Чичагова, П. А. Герасимова, В. А. Бакарёва и др. Парадные залы дворца имеют названия русских дореволюционных орденов (Георгиевский, Владимирский, Екатерининский), что отразилось в их архитектурном декоре. Георгиевский зал (назван в честь военного ордена Георгия Победоносца) украшен статуями (работы И. П. Витали), олицетворяющими области, вошедшие в состав России, барельефами с изображением Георгия Победоносца, поражающего дракона (скульптор П. К. Клодт), мраморными досками с именами Георгиевских кавалеров и названиями отличившихся в сражениях воинских частей. До 1917 Б. К. д. был московской резиденцией русских императоров и служил для парадных приёмов.

Модерн

(конец 19 - нач. 20 века)

Характерные черты стиля модерн: стремление к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач, вычурность, изломанность “текучих” форм и линий, как бы воспроизводящих ритмы живой природы; преобладание стилизованно- растительных орнаментов, декора (лилии, ирисы, орхидеи); блеклая цветовая гамма фасадов и интерьеров.
Музей изящных искусств (Музей им. А.С. Пушкина)


Кратко о музее:
Церемония закладки Музея состоялась 17августа 1898 года. Этому знаменательному событию предшествовали долгие годы огромной и созидательной работы. Ко времени торжественного акта закладки Музея, совершенного в присутствии императора Николая II и членов его семьи, Московской Городской думой для строительства здания была безвозмездно передана территория бывшего Колымажного двора вблизи Кремля. Было принято Положение о Комитете по устройству Музея. Официально было утверждено его название - Музей изящных искусств имени императора Александра III. Был организован архитектурный конкурс на здание Музея.. Строительные работы начались за месяц до закладки, и, что важно, к этому времени Комитет по устройству Музея уже располагал значительной частью коллекций.

Вернуться