СОЧИНЕНИЕ
Тема: Образ Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Ф.И.О. учащегося ________________
Класс __ «__»
Москва
2005 г.
Основой послужило сочинение с Школа 1226!
Я дополнил текст, ничего не исправляя.
В комментариях Н.М.Фортунатова и Г.В.Краснова к собранию сочинений Л.Н.Толстого в 22-х томах М.:Худож.лит.,1981
очень многое можно узнать об образе Пьера Безухова.
В 1856 году Толстой принялся за роман о декабристе, возвращающемся из ссылки в Россию. К началу 1861 года Толстой
уже читал Тургеневу первые главы романа, и они ему "понравились", как сообщал он в одном из писем к А.И.Герцену. Работа
над "Декабристами" продолжалась, про свидетельству С.А.Толстой и по воспоминаниям ее сестры Т.А.Берс (Кузминской), даже
в 1863 году, то есть в тот самый год, с которого обычно начинают отсчет нового творческого времени-создания "Войны и
мира".
По запискам Толстого ясно, что постепенно, от момента возврата своего героя из ссылки писатель перешел к 1825 году.
Но в 1825 году герой уже был возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять героя, писатель был вынужден перейти к эпохе
1812 года, совпадавшей с молодостью героя. Но в третий раз Толстой оставил начатое и решил охватить эпоху с 1805 до
1856 года.
Писатель собирался закончить тем, с чего он когда-то начал свою работу. "Война и мир", таким образом, при всем
своем величественном размахе,- лишь часть грандиозного и не вполне осуществленного замысла, охватывавшего несколько
важнейших эпох русской жизни.
Будущим декабристом и должен был стать, по замыслу Толстого, граф Пьер Безухов.
Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушителя
как общественного спокойствия, так и плавного течения вечера вообще. Его от всех в гостиной отличает умный, наблюдательный
взгляд. Именно взгляд, а не огромный рост или коричневый фрак, внушает Анне Павловне беспокойство. Пьера приветствуют поклоном,
относящимся к людям самой низшей иерархии. Он незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, и позже его законный
наследник. Он через короткое время становится обладателем тысяч душ и миллионов. И теперь он желанный гость всех салонов и
домов обеих столиц. Граф Лев Толстой, вне всяких сомнений, очень любит графа Пьера Безухова. Он делает его самым завидным
женихом России и выдает за него замуж глупое и развращенное существо, блистательную петербургскую красавицу Элен Курагину.
И делает это Толстой быстро, словно торопится, словно ему необходимо создать своему любимцу такие условия, внутри
которых жизнь становится невозможна. Судя по косвенным авторским намекам, Пьеру в момент появления в Петербурге около 21
года. Он рассеян, толст и неуклюж. В начале романа еще кутила и безобразник. Его жизнь хаотична и неразумна. Однако она
имеет главное и, следовательно, существенное содержание. Таковым является очень напряженная внутренняя духовная деятельность.
Пьер как бы символизирует постоянное становление и совершенствование. Везде и всюду он другой. Поиски приводят Пьера в
масонскую ложу. На какое-то время он обретает иллюзию душевного успокоения. Однако здесь, как и раньше, как на ниве
хозяйственной или иной деятельности, его постигает разочарование.
Пьер Безухов бесконечно добр. Его доброта - нравственная константа его души. Он любит Наташу Ростову. После скандала,
связанного с неудачным похищением ее Курагиным, и размолвки с князем Андреем он единственный, кто по-настоящему способен
понять ее. Он добр и уже поэтому заслуживает быть счастливым. Он мечтает о славе. Он молод, и поэтому слава ему необходима.
Он стреляется на дуэли и тяжело ранит обидчика. Он еще способен к разрушительным и непредсказуемым поступкам. Он хочет
убить Наполеона. Но, кажется, среди своих сомнений, метаний, неудач, богатства и бестолковой суеты он обрел главное. Душу.
Свою бессмертную душу. Ее нельзя запереть или убить.
Платон Каратаев, Соколик, ласковый и ненавязчивый учитель праведной и покойной жизни. У него Пьер Безухов воспринял
способность подчиняться естественному течению событий, способность молиться и быть услышанным. Граф Безухов так и остался
толстым, неуклюжим и рассеянным человеком. Однако его внутренняя жизнь стала иной. Она приобрела некую двойственность,
внерелигиозную значимость. И это неожиданным образом меняет жизнь и социальную значимость.
В столице странным образом то ли от модного недуга, то ли от модного лечения, как в мыльной опере, за кулисами умирает
графиня Элен Безухова. Пьер счастливо женится на Наташе. Спустя еще семь лет Пьер - видный общественный деятель, отец
семейства. И он, и Наташа искренне и очень сильно любят друг друга. Но про что они думают, оставшись вдвоем?
«Ты знаешь, о чем я думаю? - сказала она. - О Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?»
И мы понимаем, что период становления и исканий закончился. Наступило время истинной духовной зрелости.
Что произойдет с Пьером дальше, мы не узнаем никогда. Для этого и был написан в романе столь счастливый эпилог.
Однако нравственный аспект позволяет судить об эволюции образа Пьера в последующем творчестве Толстого: от Безухова к
Константину Левину в «Анне Карениной» и далее к Дмитрию Нехлюдову из «Воскресения».