СОЧИНЕНИЕ
Тема: Духовные искания и открытия князя Андрея Болконского
Ф.И.О. учащегося ________________
Класс __ «__»
Москва
2004 г.
Основой послужило сочинение с ЛИТРА.РУ Я добавил текст, касающийся формирования образа князя Андрея во время написания романа. Также были исправлены некоторые ошибки.
В комментариях Н.М.Фортунатова к «Войне и миру» (собрание сочинений Л.Н.Толстого в 22 томах, Москва, «Художественная
литература», 1981) говорится о сложности создания писателем образов своих героев. История появления одного из центральных
лиц - князя Андрея Болконского, рассказана самим Толстым. «В Аустерлицком сражении…- вспоминал Толстой, - мне нужно было,
чтобы был убит блестящий молодой человек; в дальнейшем ходе моего романа мне нужно было только старика Болконского с
дочерью; но так как неловко описывать ничем не связанное с романом лицо, я решил сделать блестящего молодого человека сыном
старого Болконского. Потом он меня заинтересовал, для него представлялась роль в дальнейшем ходе романа, и я его помиловал,
только сильно ранив его вместо смерти». Князь Андрей был неясен для автора даже в мае 1865 года (работа над романом
началась в 1863 году). В одном из конспектов князь Андрей превращался в «кутилу русопята», в других черновиках подробно
разрабатывалась тема ссоры отца и сына по поводу женитьбы князя Андрея на «ничтожной дочери помещика», в третьих он вызывал
на дуэль Ипполита Курагина, назойливо преследовавшего «маленькую княгиню». Главное же затруднение состояло в том, что
характер героя был лишен развития, создавалось представление о неизменно холодном, чопорном, заносчивом щеголе-аристократе,
над привычками которого подсмеивались окружающие. Лишь к осени 1866 года, когда заканчивалась работа над первой редакцией
романа, образ князя Андрея окончательно определился, и прежняя трактовка героя оказалась отброшенной.
Герои Л. Н. Толстого очень трудно поддаются однозначному определению. Они не делятся на хороших и плохих, добрых и злых,
умных и глупых, они просто живут, ищут, часто ошибаясь в своих поисках.
Князь Андрей Болконский - одна из самых ярких и самых трагических фигур романа "Война и мир". С первого своего
появления на страницах произведения и до смерти от ран жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике.
И в военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и, что самое странное, в любви Андрей остается одиноким и
непонятым. Замкнутость и скептицизм - вот отличительные черты Андрея даже в его общении с любимыми людьми: отцом, сестрой,
Пьером, Наташей. Марья говорит ему: "Ты всем хорош, Andre, но в тебе есть какая-то гордость мысли". Но он далеко не
человеконенавистник. Он всей душой желает найти применение своему уму и способностям, "он так всеми силами души искал
одного: быть вполне хорошим..." Но его жизнь похожа не на поиски нового, а на бегство от старого. Острый ум подталкивает
его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий человека. Начинания
Андрея заканчиваются разочарованиями. Его искреннее желание служить родине, делу сталкивается со всеобщим безразличием.
Человек с трезвым и скептическим умом, князь Андрей не мог найти себе места в среде лживого корыстолюбия и льстивого
карьеризма, царствовавших в светской и военной жизни. Его патриотизм и ответственность наиболее ярко проявляются на службе
у Сперанского и в войне 1812 года: "Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и
ласков с ними. В полку его называли "наш князь", им гордились и его любили". Но постепенно он приходит к выводу, что все
его старания - не более чем суета.
Жизненный путь князя Андрея - это история разочарований, но одновременно и история постижения смысла жизни. Болконский
постепенно избавляется от иллюзий - стремления к светской славе, военной карьере, к общественно-полезной деятельности. Он
в споре с Пьером отрицает возможность преобразований даже в пределах имения. Однако сам реформирует свое хозяйство и
отпускает крестьян на волю, что было по тем временам неслыханным новшеством.
Главное в натуре Андрея Болконского - честность и искренность, поэтому он боится громких слов и обещаний. Лучше
молчать и бездействовать, а если что-то делать, то тоже без лишних слов. Даже со Сперанским он ведет себя настороженно,
хотя в душе приветствует его начинания.
Всякие же разговоры о любви к "ближним" князь считает ханжеством. Любить следует в первую очередь себя и своих родных.
А, уважая себя и поступая по чести, человек неизбежно будет полезен людям, во всяком случае, не навредит им.
Ответственность за других людей Андрей считает непомерным бременем, а принятие за них решений - безответственностью и
самовлюбленностью.
Периоды разочарований сменяются у князя Андрея периодами счастья и духовного возрождения. Такими счастливыми моментами
были для него высокое небо Аустерлица, служба в военной комиссии, любовь к Наташе. К счастливым минутам жизни князя Андрея
относится созерцание помолодевшего от весны старого дуба, который попадается на пути князя при возвращении его из усадьбы
Ростовых. Но на смену этим счастливым минутам опять приходило внутреннее опустошение и разочарование.
Один из самых важных вопросов, мучивших Андрея Болконского, был вопрос о месте человека в жизни. Он убеждается в том,
что все происходит не по велению героев и вождей, а само собой, случайно или по воле рока.
Особенно ярко эта истина открылась ему накануне Бородинского сражения. Честный и откровенный перед собой, Андрей хочет
такой же откровенности и ясности в ожидаемых событиях: "Ежели война теперь, так война. Война не любезность, а самое гадкое
дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну". Он постигает ценность жизни отдельного человека, от маршала до
солдата.
Ранение и последовавшие после него предсмертные размышления переворачивают сознание Андрея. Для него проясняется то,
что он всегда в себе носил, но не выпускал наружу, понимание простоты жизни и любви как главной ценности, которая делает
людей людьми. Умирая, он прощает и Наташу, и Анатоля Курагина, и весь мир со всеми его недостатками.
Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Его жизнь - это эволюция гордыни
человеческого разума, сопротивляющегося бессознательной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека.
Одинокий и самолюбивый герой, пусть даже очень умный и во всех отношениях положительный, по мнению Л. Н. Толстого, не
может быть полезен этому миру.